Разработка эскизов костюма

Художник по костюмам обязательно должен разбираться в современной моде, чтобы создавать неординарные и оригинальные модели. А, с другой стороны современные тенденции не должны повлиять на создание костюма, театральный костюм - это вещь вне моды.

Исторический костюм - особо ответственное дело. Он должен быть не только красив, но и убедителен. При создании такого костюма художник должен проделать огромную работу по исследованию эпохи: изучать книги, картины, любые источники, свидетельствующие об особенностях  того или иного периода истории. Часто приглашаются специальные консультанты.  Когда-то для постановки трагедии Толстого «Царь Федор Иоаннович» (ею открылся Московский Художественный театр) К.С. Станиславский снарядил  целую экспедицию по старым монастырям и селам. Была найдена подлинная парча и парчовые облачения, жемчуга  и другие предметы одежды того времени. Все это нашло свое место на сцене и оправдало идею реализма нового театра.

Работая над костюмом, художнику нужно уметь выделить главные признаки того времени, когда происходит действо, чтобы зритель почувствовал и проникся атмосферой спектакля. Также необходимо учитывать и характер персонажа, и место действия, и жанр пьесы, и  много других деталей. Так, костюм для оперетты не подойдет для драматического спектакля. Костюм должен органично вписаться и в декорации. Часто художник по костюмам работает вместе со сценографом, а иногда - это один и тот же человек. Режиссер Кирилл Серебренников, например, часто выступает художником по костюмам своих спектаклей.

Первая стадия создания костюма  - переговорная. Режиссер доносит до художника свое видение будущего спектакля, делает словесные наброски образов, озвучивает концепцию и идею произведения.  Художник на основе полученной, зачастую размытой информации создает наброски и эскизы. И здесь помимо идеи необходимо продумать все сцены и все костюмы спектакля.  В  этот  момент придумывается целый мир, который потом воплотится на сцене. На этом этапе исполнитель роли может быть еще не известен,  а персонаж уже есть, и он видится своим создателям  в мельчайших деталях. Знание характера героя, его привычек, среды проживания, любых других «мелочей» необходимо для создания  образа персонажа. Уже потом к этому образу добавятся черты самого актера, его пластика, видение героя.  Впрочем, бывает и наоборот. В этом есть специфика профессии театрального художника:  в отличие от абстрактного образа, с которым работает модельер или дизайнер, художнику в театре приходится иметь дело с конкретными актерами и их фактурой.

После проработки идеи образа,художник зарисовывает эскизы. Поэтому эта профессия для тех, кто владеет техникой рисования, обладает чувством цвета. Подобранный костюм в правильной цветовой гамме -  один из способов выразительности образа.

Следующий этап - показ эскизов режиссеру. Образ, найденный художником, должен понравиться не только ему, но и актеру, для которого предназначен этот костюм. И здесь могут проявиться несовпадения во взглядах и концепциях.

Далее следует выбор материала для костюма. Все ткани художник ищет сам, или поручает это своим помощникам - конфекционерам или художникам-технологам.  Именно они помогают воплотить на практике  тот или иной эскиз. В театре стараются работать с недорогими материалами, которые потом расписываются и расшиваются вручную. У каждого театрального художника по костюмам есть своя палитра тканей, которая копится всю жизнь. Часто это блокнот, в котором на каждой странице вклеены лоскутки тканей определенного цвета и фактуры. Такая палитра нужна для подбора тканей для костюма. Затем, исходя из эскизов и подобранных материалов, составляется смета на данный костюм. Но бывает и так, что художнику сначала дают смету, а потом он должен в нее «уложиться».

После этого художник по костюмам начинает работать с конструкторами, закройщиками, швеями. Другими словами, заказ идет в мастерские для того, чтобы превратиться из наброска на бумаге в нечто осязаемое. Если  художник занят творческой концепцией, то технолог  - практической ее реализацией. Эти специалисты могут сконструировать костюм с учетом пластики и индивидуальных особенностей актера, избавить костюм от лишних деталей, если смета «поджимает», и знают столько хитростей, что порой из лоскутков и подручных материалов могут сотворить настоящие чудеса. Игра с цветом, фурнитурой, тканями - их заслуга.Вот уж кто поистине постигает души предметов.

Художник должен довести до своих коллег-технологов и конструкторов свое видение будущих костюмов и свои пожелания. Ни один из этих этапов, как правило, не проходит спокойно и гладко, и не всегда первоначально высказанная мысль режиссера реализуется на практике. Для каждого из участников этого кропотливого процесса главное не отстоять свое видение образа, но выслушать и понять друг друга. Все они делают одно общее дело, и, если взаимопонимания нет, то работа теряет всякий интерес и смысл.

Когда костюм-черновик готов, наступает пора первых примерок, обсуждений, корректировок. Будущий костюм станет своего рода рабочей одеждой актера, и потому он должен быть по возможности удобным и комфортным (в пластических спектаклях это особенно важно). Костюм должен «обжиться» на актере и не причинять ему дискомфорт во время игры.

Также важно, чтобы костюм не просто был хорош сам по себе, но и вписывался в общую визуальную концепцию спектакля. Все должно быть органично и гармонично. Этот этап может затянуться, и только сроки выпуска спектакля способны как-то ускорить процесс. Вообще, создание костюма, как правило, происходит в постоянном цейтноте. Так что все творческие порывы приходится умещать в жесткие временные рамки.

Затем с костюма отсекается все лишнее чтобы ничего не мешало актеру, или чтобы «уложиться» в смету. В мастерских костюм раскраивается и шьется. Обычно мастерские есть в театре. Но некоторые художники по костюмам работают со своими, годами проверенными мастерскими, даже если они находятся вне театра. Часто  вместе с конструктором, художник придумывает маленькие хитрости, чтобы костюм выглядел эффектнее. Обычно костюм сначала шьется, потом расписывается. Вместо объемной или расшитой камнями вышивки часто используют рисунок специальной разведенной пастой - фунтиком. Из зрительного зала такой «расшитый» костюм выглядит потрясающе, и  только вблизи видно, что это роспись. Есть свои секреты в технике создания «дорогого» меха и кружев. Так, расписанная фунтиком марля из зала смотрится  как шитые кружева. И таких приемов и секретов у каждого художника очень много.

Ну, вот и готов костюм. Простенький или шикарный, современный или исторический. В него вложили столько труда и души режиссер, художник по костюмам, конструктор, технолог, закройщик, швея.... И все для того, чтобы этот костюм заиграл на сцене. Чтобы зритель оценил и его, и все создатели этого костюма заслуженно получили свою долю аплодисментов. Каждый костюм, как человек,  проживает свою жизнь. От эскиза и отреза ткани до (если повезет) элемента музейной экспозиции.